• hyundai-trex@mail.ru

Полосатый

Полосатый

Письмо действительно было. Полюбоваться на восстановленный Willys выпуска 1943 года нас пригласили отставной начальник ГАИ г. Вольска Юрий Иванович Демин и его сын Михаил. Ехать в командировку на поезде мы сочли ниже своего достоинства и отправились в путь на Chevrolet Blazer елабужской сборки. Конечно, скептики утверждали, что мы не вернемся своим ходом, но « трус не играет в хоккей». К тому же кроме Blazera на крайний случай у нас был Suzuki Jimny. Поскольку ехали мы по делу — сделать репортаж и, самое главное, привезти арбузов, — до осмотра покрытых плесенью развалин и заборов, рядом с которыми случалось останавливаться знаменитостям, руки у нас не дошли. Так что никакой лирики, все наблюдения — сугубо практические.

По «Уралу»

1000 километров от Москвы до Вольска — день езды. После долгих споров решили выезжать рано утром, в 6 часов, чтобы отъехать от столицы по незагруженным дорогам. Запасшись чипсами (лучший способ не уснуть за рулем — регулярно жевать что- нибудь несущественное), уже к половине восьмого мы выехали на федеральную трассу М9 «Урал» (первый ее кусок — Новорязанское шоссе) и начали пожирать километры. Занимались мы этим недолго, до Рязани. На обходе старинного города соотношение колдобин и асфальта на объездной дороге примерно 50/50. Зато люди там какие душевные! На первой же заправочной станции в ответ на просьбу дать чек кассир спросил: «А вам на какую сумму? » «А что, вы на любую можете?» «Нуда».

Трасса в основном средней паршивости, есть и откровенно запущенные места. Например, неподалеку от Конобеево перед мостом табличка: «Водитель! Будь осторожен! Мост в аварийном состоянии!» При этом никаких вариантов объезда не указано. Дескать, хочешь — рискни, а мы умываем руки. С другой стороны, временами попадаются совершенно ровные участки, на которых мы разгонялись (да простит нас ГИБДД ибн ГАИ) до 160 километров в час.

Народ из прилегающих к трассе деревень в большинстве своем живет торговлей. Причем почему-то если уж где-нибудь торгуют, например медом, то уж «всем колхозом», и кроме означенного продукта даже засохшего пирожка приобрести не получится. А в следующей деревне, например, шерстяные изделия. Потом — рыба. Еще километров через десять свитый в косы лук. И так почти всю дорогу. Казалось бы, сам Бог велел предприимчивым сельчанам расширять ассортимент — ан нет. Впрочем, все это семечки по сравнению с деревней Умет, расположенной километрах в двухстах не доезжая Пензы. Рядом с ней на протяжении километра, а то и поболее, по обеим сторонам дороги стоят маленькие кафе — примерно пара сотен. Такого буйства названий нам не доводилось встречать никогда, даже в разгар кооперативного движения: «Две Татьяны», «У Валентины», «Ландыш», «Дальнобойщик», «Мечта дальнобойщика», «Ралли», «Едун», «Едок», «Исток», «Макдоналдс» (фальшивый, разумеется) и даже «Самсунг»! На вопрос о качестве продуктов официантки обычно отвечают: «Все свежее, хорошее. На трассе живем — обманывать себе дороже».

Киса, надувайте щеки

Конечно, дальнобойщиков на трассе предостаточно, и большинство из них идет не быстрее 90 километров в час. Вот туг мы помянули добрым словом технику. Бензиновый мотор объемом 4,3 литра при резком нажатии на акселератор испускал боевой клич и с легкостью уносил Blazer на обгон — и при этом довольствовался предписанным инструкцией 92-м бензином. Оптимальная скорость движения, по нашим ощущениям, — 110-115 километров в час.

Коробка «автомат» никаких проблем не создавала, рулевое управление — тоже. Правда, подвеска оказалась не по-американски жесткой — все-таки «бразильский» вариант сильно отличается от родного. Кстати, одно из отличий по эргономике — расположенный на полу селектор АКП. Для удобства его Т-образная ручка слегка развернута к водителю — для человека, имеющего «неправильную» привычку все время держать руку на рычаге коробки, это просто подарок. Каюсь, порадовался. В целом рабочее пространство водителя весьма комфортабельно, и в дальнем путешествии почти не устаешь, хотя меняться все равно приходилось. Из-за слишком большого утла наклона спинки заднего сиденья — она почти вертикальная — сидящий на нем пассажир долго не выдерживал и начинал проситься вперед.

Несмотря на «татарстанские» номера (машина зарегистрирована в Елабуте), нас практически не останавливали. Может быть, помогало то, что сидящий впереди фотограф Андрей Соломонов, бывший директор школы, при проезде постов ГИБДД на всякий случай делал строгое лицо и надувал щеки. Кстати, нередко на постах стоят неопределенного вида личности в камуфляже. Судя по расхлябанному виду — явные дезертиры. По дороге нас тормознули всего раз — за превышение скорости и обгон в неположенном месте. На всякий случай представившись: «Мы из а », в ответ услышали: «А мы — из ГИБДД», после чего инспектор начал смеяться, по-детски радуясь удачной шутке. В итоге — по сорок рублей с машины. Без квитанций.

Любопытный пост в Мокшане. Последовательно идут знаки ограничения скорости — «60», «40», «20», «10». Ожидаешь увидеть суровые кордоны, а там маленькая будочка — скорее всего пункт весового контроля.

За Пензой начались чудеса с горючим. Заправочных станций мало, 92-й бензин стоит ощутимо дороже и есть далеко не везде. Зато нам попалась заправка, на которой из всех возможных видов топлива присутствовал только керосин…

После Пензы мы могли доехать до Вольска двумя путями: уйти на Саратов и, немного не доезжая до него, свернуть налево — там хорошая дорога, или же двинуть через Городище и Кузнецк. Второй вариант получается километров на сто короче, но зато включает несколько десятков километров совершенно разбитого асфальта. Мы поехали по длинной дороге, потому что за день и так натряслись достаточно. Расплачиваясь на очередной заправке, я в задумчивости сорвал с висящей над окошком грозди виноградину. «Изабелла, — гордо сказал кассир, — из него вино делают». «Так ведь все равно не вызревает», — возразил я. «Как не вызревает?! Отлично все вызревает», — обиделся заправщик. Так мы ощутили, что до краев, где растут арбузы, и правда недалеко.

«Цемент»

В Вольск въехали поздно ночью. Остановились в гостинице с многообещающим названием «Цемент». Машины поставили на стоянку во двор,заплатив по пятнадцать рублей. Трехместный номер «с водой» (раковиной в углу) и телевизором обошелся нам в 170 рублей, одноместный двухкомнатный «люкс» с ванной — в два раза дороже.

Утром нас ждал сюрприз: из окна открывался вид на патриархального типа городскую площадь. Дома постройки прошлого века, цветы, кафе, спокойные люди. Кстати, здание нашей гостиницы, как выяснилось, тоже было построено в начале XIX века. А название она получила во времена, когда город процветал благодаря расположенному рядом с ним цементному заводу: окружившие

Вольск меловые холмы давали великолепное строительное сырье.

По московским меркам Вольск — город очень недорогой. Порция пельменей — 16 рублей, стакан яблочного вина «Вольское» — 7 рублей. Что еще нужно человеку! Разве что бензин. Кроме привычных 76-го и 92-го, на одной из городских заправок по демпинговым ценам продают «губернаторский» бензин — примерно эдак 72-й — 73-й. Забота местных властей о народе, понимаешь.

Хозяев Willysa мы нашли почти сразу, сделали съемку, пообщались, помыли машины в Волге. Сначала показалось как-то неудобно, но с другой стороны — в чужой монастырь со своим уставом не лезут… После сдобренного самогоном обеда мы поехали смотреть на город с холмов, залезли на Blazere на самую высокую точку в окрестностях и вообще культурно отдохнули. С хозяином Willysa мы уговорились на следующий день рвануть на другой берег Волги за арбузами. Недалеко, всего за 200 километров. Дело в том, что Волга — речка широкая, ближайшая переправа находилась в Балаково, километров за пятьдесят, да и до бахчи еще надо доехать.

Арбузный рай

С утра мы поняли, что слегка погорячились, но слово не воробей. К тому же возвращаться домой без обещанных арбузов было неудобно. В общем, поехали.

Часть дороги прошли по асфальту, часть — по степи, со шлейфом пыли. На месте, в районном ГИБДД, нам дали в провожатые прапорщика Стаса на пятидверной «Ниве» со спецсигналами.

Так что на поле мы въехали с эскортом, а владелец бахчи оказал полное уважение. Сама бахча ничего примечательного собой не представляла — так, поросшая травой грядка, по обеим сторонам которой прямо на земле лежат полосатые красавцы. Нам рассказали, что арбузы в этом году начали созревать только в конце августа — и это ранний сорт «Орион». Правда, обычно он поспевает раньше, к началу августа. А поздний, «Холодок», и вовсе доходит только к концу сентября. Те же арбузы, которые везут с Поволжья раньше — «корейские». Коварные азиаты арендуют прилегающие к воде поля, накрывают арбузы пленкой, активно поливают их и удобряют селитрой. Так что если любите ранние арбузики, пеняйте на себя.

«Звезда Поволжья»

Blazer мы загрузили под завязку. Сложили на две трети спинку заднего сиденья, уложили ягоды — а арбуз по классификации именно ягода — в несколько рядов и двинули в обратный путь, в Вольск. Под грузом машина пошла заметно мягче, хотя в крутых поворотах начало проявляться запаздывание реакции на поворот руля, так что пришлось слегка остепениться.

Обратно мы решили ехать короткой дорогой, через Кузнецк. Первые 60 километров мы опасались за ценный груз, летающий по салону, потому что колдобины были просто катастрофическими. Потом дорога стала поприличнее, и в скором времени мы выехали на богоспасаемую федеральную трассу М5.

Остановившись на ланч в кафе, размещенном в поставленном на фундамент списанном вагоне-ресторане, мы приобрели ценный сувенир — пиво системы «Звезда Поволжья», на этикетке которого изображена первая модель «Жигулей».

Обратный путь прошел без приключений — если не считать того, что в самом начале один из членов нашей экспедиции предлагал сфотографировать крупнейший в Саратовской области элеватор, а мы его успокаивали. Арбузы доехали в целости и сохранности, и Blazer, что характерно, тоже. Сложности возникли только с отгира- нием зеленых полос со свегло-серого ковролина, которым отделан багажник. Пару раз за пройденные в общей сложности почти 2 000 километров от сильной тряски выскакивали пластиковые детали салона: крепления шторки багажника и панель, закрывающая «салазки» водительского кресла, но они без проблем были установлены на место. Расход топлива составил в среднем 17-18литров на сто километров, но это с учетом регулярных стремительных обгонов. Так что арбузы, если подсчитать потраченные на бензин деньги, получились драгоценными. Зато мы увидели, как они растут, а в следующем номере сможем рассказать вам про Willys, вернувшийся с войны. F ия благодарит московское представительство корпорации General Motors за предоставленный для путешествия автомобиль.

admin